ИСТОРИИ ЭСТАМПА

Главная ИСТОРИИ ЭСТАМПА

Выставка Дюрера в Историческом музее (2021)

Проиграть видео

Японская гравюра Ukiyo-e

ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (Gutenberg, Johann) (1400 – 1468) - изобретатель книгопечатания.

Интересно!

Исследовательская работа на тему

Линогравюра

Выполнила: Разорёнова Елизавета. ученица 3 «А» класса МАОУ «Гимназия»

Руководитель: Кузьмина Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Введение

Я хожу на занятия в художественную мастерскую к Локотькову Николаю Михайловичу с шести лет. Рисовала я с раннего детства.

Окунувшись в мир искусства, я узнала, что кроме альбома, карандашей и красок, существуют множество других способов изображения чего-либо. Один из них — линогравюра. Поэтому мне захотелось рассказать об этой технике изображения и, возможно, вам тоже захочется попробовать себя в ней.

Что такое линогравюра?

 Гравиро́вка (гравирование) (с немецкого языка — вырезать на чём-либо) — это нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла и др. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме, печатная форма для высокой печати. Изображение вырезается художником на линолеуме, после чего отпечатывается на бумаге, картоне. Линолеум, как материал для гравюры, обладает многими положительными качествами. Он дешёв, на нем можно быстро и легко резать, он не требует большого и сложного набора инструментов и выдерживает в печати большой тираж.

История появления линогравюры

 Возникла линогравюра на рубеже 19-20 веков с изобретением линолеума.

Впервые его использовали в качестве материала для гравировки художники немецкой группы «Мост» в 1905 году. Это было сделано в связи с необходимостью печати больших плакатов. Перейти к новинке их сподвигло не только любопытство: для использования техники гравюры в крупноформатной печати площади спила дерева было недостаточно.

Линогравюра — это техника, в которой работали многие мастера: А. Матисс; П. Пикассо; М. Эшер; и другие.

Позже развилось искусство не только монохромной, но и цветной линогравюры: применялись 4-7 матриц, с которых и делался оттиск. Используются также техники раскраски линогравюры гуашью, акварелью, иными пигментами.

Линогравюры составляют относительно небольшую часть творчества Пикассо в качестве печатника, однако некоторые из его самых выдающихся композиций были созданы с использованием этого метода. Это было сочетание географической необходимости и художественного любопытства, которое привело художника, в возрасте 78 лет, отказаться от травления и литографии — до сих пор своих любимых средств графического выражения — и использовать технику линогравюры.

Наряду с Пабло Пикассо, Анри Матисс считался одной из величайших фигур в искусстве 20-го века, мастером цвета и формы. В отличие от многих художников, он был всемирно популярен во время своей жизни и пользовался услугами коллекционеров, искусствоведов и молодого поколения художников, которые следовали за ним.

Его гравюры лаконичны, в них основную роль играет линия. Характер и настроение читаются сразу, и вы понимаете, что перед вами полноценный портрет человека. Он часто подчеркивал свою радость, от игры света и цвета.

Линогравюра в России

Первым в нашей стране стал создавать гравюры на линолеуме Н. Шевердяев, ученик В. Матэ. Его произведения выставлялись в Париже в 1907 году.

В числе первых художников России, кто серьезно занялся линолеумом как материалом, пригодным для гравирования, был И.Н. Павлов. Он стал применять технику с 1909 года для оформления обложек детских книг, создания иллюстраций к ним. Так линогравюра заменила используемую ранее цинкографию и литографию.

Штихели резчиков по дереву он приспособил для работы на новом материале, изобрел акватипию (печать водяными красками с линолеума), допускающую огромные тиражи — до 280 тысяч экземпляров.

В 1914 году был выпущен календарь «Царь-колокол» на 1916 год с 12 цветными линогравюрами авторства И. Павлова. Затем гравер стал применять технику и для украшения переплетов книг.

Линогравюра становилась всё более популярной в России. Новая техника успешно применялась как для создания книжных иллюстраций, так и для станковой гравюры. В своем творчестве её использовали: А. Дейнеко; Б. Кустодиев; В. Фалилеев; В. Фаворский; В. и другие. Пионером использования в нашей стране техники цветной гравюры считается В. Фалилеев. Художник трудился в жанре многокрасочной гравюры-пейзажа.

В нашем городе мы все знаем художника и педагога Локотькова Николая Михайловича. В его творческом портфолио большое количество линогравюр.

Практическая часть.

 Материалы

 Инструменты для линогравюры: линолеум, штихель (резак), краска, валик, фрагмент металла или стекла, бумага, маркер, карандаш, типографский станок.

Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм.

Выпускается специальный материал для творчества, на котором удобно работать штихелями. Для домашнего творчества можно использовать и хозяйственный линолеум, однако инструменты на нем могут повести себя непредсказуемо.

Для работы необходим набор стамесок (они же — резцы, штихели). В основном применяются следующие формы металлического их наконечника: уголковая, коробчатая, радиусная и плоская.

Краска — небыстросохнущая, умеренно густая. Под такие характеристики попадает типографская, акрил, гуашь, специальный пигмент для линогравюры. Для акрила дополнительно необходим замедлитель высыхания. Чтобы отпечатать изображение на ткани, нужна текстильная краска.

Для нанесения красителя используются валики: полиграфический классический, вальцмассный (глицерино-желатиновый), обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань, дерево. Что касается бумаги, то используются сорта с плотностью 160 г/м2.

Для массового изготовления рисунков используется пресс, офортный станок. В домашних условиях — скалка, ложка, валик.

Дополнительно художники пользуются замедлителем высыхания, медиумом для фиксации красителя на ткани.

 Техника изготовления

 Начинаем с создания эскиза. Выбираем сюжет или тему и начинаем рисовать на бумаге карандашом.

Мочим рисунок водой, а затем прикладываем рисунок на фрагмент линолеума и прижимаем. После на линолеуме остается копия созданного рисунка.

Для создания более четких контуров дорабатываем рисунок с помощью чёрного маркера.

С помощью штихеля (резака) вырезаем полученное изображение на линолеуме.

Важно понимать два момента:

— всё, что вырезается и имеет углубление, будет белым на бумаге, то есть без краски. Всё остальное будет покрыто краской. Это называется «высокая печать». Чем больше вы отсекаете лишнего, тем светлее будет гравюра! Будущую линогравюру нужно рисовать зеркально.

— спешить не нужно. Очень важно резать аккуратно, чтобы не порезаться.

Приступаем к накатке краски на форму. Используем простой валик. Сначала нужно раскатать краску на стекле или металле, чтобы равномерно нанести её на всю поверхность валика.

Затем хорошо с усилием катаем краску на форму. Делать это нужно в разных направлениях, избегая нераскатанных сгустков краски.

Далее берем плотный лист бумаги, накладываем на форму, помещаем под вал печатного станка и печатаем.

И, наконец, снимаем бумагу с формы и получаем результат. С помощью данной печати можно сделать несколько копий рисунка и все они будут одинаковыми.

Выводы

В процессе исследовательской работы я самостоятельно создала линогравюру, научилась данной технике изобразительного искусства, узнала принципы работы специальных инструментов для этого, свойства материалов.

Мы привыкли к современной копировальной технике, а вот графическая техника — линогравюра говорит, что полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Особенности линографического творчества в том, что даже у новичка получается интересная гравюра, сама техника помогает, преподносит творческие сюрпризы.

«Хочу, чтобы от нас уходили с новыми знаниями и счастливыми лицами» — эта формула Николая Михайловича Локотькова в абсолютном большинстве случаев работает.